English for All

Урок 27: Английская грамматика для начинающих.

В этом уроке мы познакомимся:

  • Правила чтения буквосочетания ew
  • Продолжительные времена в английском языке. Форма настоящего длительного времени present continuous
  • Относительные местоимения
  • Текст: King and painter (король и художник)

Правила чтения буквосочетания ew

Буквосочетание ew почти всегда произносится как мягкий звук [ju:]. Уже известные нам слова:

few [fju:] - мало
исчисляемое существительное
new [nju:] - новый

И несколько новых слов:

news* [nju:z] - новости
newspaper ['nju:zpeipə(r)] - газета
view [vju:] - вид
* - посмотрите на существительное news. Казалось бы прибавка окончания -s к прилагательному новый, ставит его во множественное число (как в русском языке - "новости"). Однако в английском языке news стоит в единственном числе (влияет на форму глагола to be). Если по контексту вы имеете ввиду несколько новостей, то форма news не изменяется и глагол be после этого существительного стоит в единственном числе (неопределенный артикль перед ним не ставится):

All the news was bad. - Все новости были плохие.

Посмотрите на употребление слов в предложении:

Their talk is the news of day.
Их разговор - новость дня.
We didn't like the view from our room.
Нам не нравился вид из нашей комнаты.
I read this news in the newspaper. (news + paper = новости + бумага)
Я прочитал эти новости в газете.
I again want to see those views.
Я снова хочу увидеть те виды.
Did you buy a newspaper for me?
Ты купил газету для меня?
This news is so awful.
Эти новости такие ужасные.
The recent newspaper had nice view.
Последняя газета имела отличный вид.

Продолжительные времена в английском языке. Форма настоящего длительного времени present continuous

Продолжительные времена (или как их называют еще прогрессивные) показывают не на действие или состояние, как это происходит в simple tenses, а процесс совершения этого действия.

Настоящее продолжительное время говорит нам, что процесс (действие) происходит в данный момент. Переводится на русский язык глаголом настоящего времени несовершенного вида (что делает? - идет, поет, смеется и другие). В предложении оно характеризуется временными маркерами: now ([naʊ] - сейчас сейчас), at the moment ([ət ðə 'məʊmənt] - в настоящее момент ), still ([stil] - все еще ). Наречие still относится к типу наречий частоты, поэтому стоит перед смысловым глаголом, и после вспомогательного глагола. Здесь нам пригодится классификация глаголов на глаголы действия и глаголы состояния. Дело в том, что длительные времени образуются только с глаголами действия, а с глаголами состояние предпочтительнее использовать simple tenses. Многие из этих глаголов сами по себе выражают процесс (любить, хотеть), а некоторые наоборот статичные (то есть не могут передавать процесс). Давайте вспомним их классификацию:

Глаголы действие показывают, что они осуществляют какое-то физическое (реальное) действие - go (идти), work (работать), find (найти), open (открывать), fall (падать).

Глаголы состояния не осуществляют какого-то воздействия на объект, а только показывают в каком состоянии он находится - like (нравиться), love (любить), want (хотеть), see (видеть), forget (забывать), forgive (прощать).

Но если вам необходимо подчеркнуть, что происходит длящийся процесс, то вы можете использовать continuous tense и с глаголами состояния. Также возможно вам будет полезно вспомнить образование причастие первого типа (настоящего времени) от глаголов в уроке 23.

Present continuous, как видно из названия, показывает что действие происходит в настоящем времени. Для его образования ставится вспомогательный глагол be в соответствующем лице и числе, и смысловой глагол с окончанием -ing. Посмотрим образование present continuous на примере глагола "find":

I am findingЯ ищу
You are findingТы ищешь
He, She, It is findingОн, она, оно ищет
We are findingМы ищем
They are findingОни ищут

Но в этом случае также предпочтительнее вместо глагола be применяется его сокращенная форма (заодно вспомним их произношение):

I'm [aim] findingЯ ищу
You're ([jɔ:(r)] ), we're ([wiə(r)] ), they're ([ðeə(r)] ) findingТы (мы, они) ищешь (-ем, -ут)
He's ([hi:z] ), She's ([ʃi:z] ), It's ([its] ) findingОн, она, оно ищет

Пример:

We're showing the new photos now. - Мы показываем новые фото сейчас. (то есть мы говорим не о факте, что сейчас мы показываем фото, а говорим, что мы в это время мы занимаемся показом фотографий и дальше будем заниматься, то есть передаем процесс действия)
He's driving the car at the moment. - В настоящий момент он ведет машину.

То есть мы применяем время present continuous если хотим сказать, что какой то процесс происходит именно в тот момент, когда о нем говорит автор. Но может быть так, что действие не совершается в данный момент, но период совершения этого действия входит настоящий момент:

I'm learning English. - Я изучаю английский язык.

В настоящий момент я могу быть на работе, учиться в школе, но все равно я продолжаю изучать английский язык в течении какого-то времени от прошлого к будущему. Или другой пример: Я сижу обедаю, но с утра я начал читать новую книгу, тогда если я захочу рассказать о том, что я читаю книгу, то этот действие будет выражаться в present continuous, так как процесс все еще продолжается:

I'm reading the book. - Я читаю книгу.

Отрицательное предложение present continuous говорит, что процесс сейчас не происходит. Для образования отрицательного предложения в present continuous после вспомогательного глагола be ставится отрицательная частица not. Также часто встречается сокращенная форма отрицания с частицей not: is+not=isn't (['iz.ənt] ); are+not=aren't ([a:nt] ), помните сокращенная отрицательная форма в первом лице единственном числе (am+not) не используется. Посмотрим спряжение present continuous в отрицательном предложении:

I am not findingЯ не ищу
You are not (aren't) findingТы не ищешь
He, She, It is not (isn't) findingОн, она, оно не ищет
We are not (aren't) findingМы не ищем
They are not (aren't) findingОни не ищут
Например:
They aren't still building the house. - Они не строят дом все еще.
She isn't speaking on the phone at the moment. - Она не говорит по телефону сейчас.

В вопросительном предложении в данном времени спрашивается происходит ли какой-либо процесс. Для образования вопросительного предложения в present continuous вспомогательный глагол be ставится перед подлежащим:

Am I finding?Я ищу?
Are you finding?Ты ищешь?
Is he, she, it finding?Он, она, оно ищет?
Are we finding?Мы ищем?
Are they finding?Они ищут?
Например:
Are you meeting with him at the moment? - Ты встречаешься с ним в данный момент?
Is he still writing a letter? - Он пишет письмо все еще?

Ну и посмотрите в каких случаях используется present continuous с глаголами состояния:

I can't come to you because I am thinking about my new book now. - Я не могу прийти сейчас, потому что я думаю о своей новой книге.

Конечно глагол think сам по себе процесс, но здесь мы подчеркиваем что это именно процесс, которым я сейчас занимаюсь.

Вам нужно усвоить, что present continuous передает процесс который происходит сейчас и образование его вполне логично, если переводить буквально - "я есть делающий" (глагол be + причастие настоящего времени - действующий сейчас).

Относительные местоимения

Вспомните, что местоимения заменяют в предложении другую часть речи, как правило существительное или другое местоимение. Относительные местоимения применяются в сложных предложениях и выполняет в них обычно подлежащее (реже дополнение), заменяя за ранее известное существительное (как правило из главного предложения). Большинство из них относится также и к вопросительным местоимениям. Сначала, вероятнее, вы будете пытаться переводить относительные местоимения, как союзы, но посмотрев внимательней на предложение вы увидите, что это единственное слово перед глаголом, поэтому оно является подлежащим. Вы увидите это более подробно на примерах. Рассмотрим основные относительные местоимения:

  • who [hu:] - кто, который . Применяется в предложениях с одушевленными объектами - людьми:

    I met the tourist who came to us. - Я видел туриста, который приходил к нам.

    В принципе тут не должно быть для вас ничего непонятного, так как структура предложения полностью совпадает с русским переводом.

  • Whose [hu:z] - который (чей) . Означает принадлежность объекта (человека, животного, предмета) какому-то другому объекту:

  • My friends found girl whose phone you brought. - Мои друзья нашли девушку, чей телефон ты принес (телефон которой ты принес).
  • which [witʃ] - который . Применяется к неодушевленным предметам или животным:

  • They went to the shop which was opened two day ago. - Они шли в магазин, который был открыт два дня назад.
  • That [ðæt] - который . Заменяет предыдущие относительные местоимения и может относиться как к одушевленным, так и неодушевленным предметам:

  • This was the writer that couldn't finish his last book. - Это был писатель, который не мог закончить свою последнюю книгу.
    She drove the new car that was bought her boyfriend. - Она водила новую машину, которая была куплена ее парнем.
  • whom [hu:m] - которого, кем . Выполняет роль прилагательного к существительному (обычно подлежащему) в предложении:

  • This is the man whom I saw with your daughter. - Это тот человек, которого я видел с твоей дочерью.

    Как видите здесь в придаточном предложении относительное предложение используется в роли дополнения к подлежащему I. Но это же предложение можно написать с местоимением who в роли подлежащего:

    This is the man who was seen with your daughter by me. - Это был человек, который был виден мною с твоей дочерью.

Постарайтесь выучить какое из относительных местоимений используется в той или иной ситуации.

Новые слова:

dinner1 ['dinə(r)] - ужин
member ['membə(r)] - член
prison [prizn] - тюрьма
pupil ['pju:pl] - ученик
clean [kli:n] - чистить
teach2 [ti:tʃ] - учить (taught [tɔ:t] , taught [tɔ:t] )
wash [wɒʃ] - мыть
several3 ['sevrəl] - несколько
such4 [sʌtʃ] - такой
clever ['clevə(r)] - умный
main [mein] - главный
even5 ['i:vn] - даже

1 - Вы можете увидеть в словарях, что существительное dinner переводится как обед. Но в современном английском время приема пищи сдвинулось ближе к вечеру и dinner сейчас называют ранний ужин. С этим существительным есть устойчивое выражение, которое мы используем, когда говорим, что обедаем:

I have dinner. - Я ужинаю.

А предложение I have a dinner будет переводиться "У меня есть ужин". И раз мы в этом уроке изучаем прогрессивные времена, то посмотрите как это предложение будет выглядеть в present continuous:

I am having dinner. - Я ужинаю.

Обратите внимание что форма глагола have в настоящем продолжительном времени остается такой же даже в 3л. ед. ч.:

He is having dinner. - Он ужинает.

2 - Мы уже выучили три глагола, которые имеют схожий перевод на русский язык: learn, study и teach. Первые два имеют схожее значение. Отличие в них следующее: глагол learn употребляется, когда обучение происходит само по себе (скорее не осознанно) - обучение ходить, говорить в детстве, учиться на ошибках и другое. Глагол же study передает осознанное обучение человека - учиться в школе, учиться водить. Чтобы было понятнее посмотрите два примера: в детстве вы выучили язык не осознанно, поэтому правильнее будет сказать что вы learn, сейчас вы учите язык осознанно, читая статьи в интернете, книги, смотря фильмы, поэтому правильнее будет I am studying English. Но дальше, достигнув определенного уровня вы опять будете learning язык, так как будете его совершенствовать повседневно не задумываясь. Глагол же teach значительно отличается. Он обозначает учить кого-либо, чему-либо. Посмотрите на отглагольные существительные этих глаголов и вам должно стать понятно: learner (ученик), student (студент, учащийся), teacher (['ti:tʃə(r)] - учитель ). И еще вам может встретиться форма past simple, образованная как для правильного глагола, что не является ошибкой - teached.

3 - Слово several является еще одним количественным существительным и является определителем к существительному:

The newspaper has several interesting news. - Газета имеет несколько интересных новостей.

4 - such указательное местоимение, которое не является определителем. Оно стоит перед существительным и неопределенным артиклем, если существительное в единственном числе. Определенный артикль в данном случае не используется:

We came to such a good shop. - Мы пришли в такой хороший магазин.
I read such books. - Я читал такие книги.

Вроде все понятно, но вспомните слово so, которое имеет тоже самое значение и вы спросите - "Они взаимозаменяемы?". Ответ - нет. Так как это две абсолютно разные части речи - местоимение относится к существительному, а наречие so усиливает прилагательное или другое наречие:

The news was so interesting. - Новости были такие интересные.

5 - слово even нельзя назвать наречием, так как оно может стоять перед существительным, но и к местоимению его мы тоже не отнесем, так как оно часто определяет глагол. Поэтому это слово может быть отнесено только к одной части речи - частица, которая относится к тому слову перед которым она стоит:

Even the main scientist met him. - Даже главный ученый встречал его.
The main scientist didn't even say any words. - Главный ученый даже не произнес ни слова.

Мы знаем одно слово, которое также относится к частицам - only (['əʊnli] - только ):

I remembered only three your question. - Я помнил только три твоих вопроса.

И еще два слова, которые наверно известны каждому в современном мире

cat [kæt] - кошка
dog [dɒg] - собака (hotdog - хатдог)

Переведите следующие предложения:

The prisoner (заключенный -er) teaches English other prisoners at the prison.
Заключенный учит английскому языку других заключенных в тюрьме.
My girlfriend and I had dinner.
Моя девушка и я ужинали.
All pupils of our school like this teacher.
Все ученики нашей школы любят этого учителя.
Are your dog and cat friends?
Твои собака и кошка друзья?
Severel clever pupil stayed in a school.
Несколько умных учеников остались в школе.
She taught us to write.
Она учила нас писать.
Only the main members of service can wash and clean my car.
Только основные члены сервиса могут мыть и чистить мою машину.
It is dinner at the prison now.
Сейчас в тюрьме ужин. (dinner без артикля - нет ошибки)
Why did such a clever pupil become a prisoner?
Почему такой умный ученик стал заключенным?
The teacher washed a board himself.
Учитель мыл доску сам.
Even prisoners clean their rooms.
Даже заключенные убирают их комнаты.
This clever teacher didn't even know such a simple answer.
Этот умный учитель даже не знал такого простого ответа.
Did every member of the bank had dinner?
Все члены банка поужинали?
The clever dog went to wash its food.
Умная собака шла мыть ее еду.
We are still cleaning the room after that dinner.
Мы все еще убираем комнату после того ужина.
A teacher found several clever pupil reading his book.
Учитель нашел несколько умных учеников, читающих его книгу.
It was the main prison of the country.
Это была главная тюрьма страны.
Such a clever man can do everything.
Такой умный мужчина может делать все.
Members of the prison try to be brave.
Члены тюрьмы пытаются быть храбрыми.
Even I want such a cat.
Даже я хочу такого кота.

King and painter.

There was a king who thought that he could paint very well. His pictures were bad, but the people to whom he showed them* were afraid of the king. They all said that they liked his pictures very much

One day the king showed his pictures to a great painter who lived in his country and asked, "I want to know what do you think of (about) my pictures? Do you like them? Am I good painter, or not?"

The painter looked at the king's pictures and said, "My king, I think that your pictures are bad, and that you will never be a good painter."

The king was very angry and sent the painter to a prison.

After two years the king wanted to see the painter again.

"I was angry with you," he said, "because you did not like my pictures. Now forget all about it. You are a free man again, and I am your friend."

For many hours the king talked with the painter, and even asked him for dinner. After dinner the king showed his pictures to the painter and asked, "Well, how do you like them now?"

The painter did not answer anything. He turned to the soldier, who stood near him and said, "Take me back to the prison."

paint [peint] - рисовать
* - местоимение them как и его
именительная форма they
может относиться к неодушевленным
предметам.
painter [peintə(r)] - художник
















Обратите внимание в тексте используются много оборотов с относительными местоимениями.

Упражнения к уроку 27

Связь с администрацией lessonsforyouru@gmail.com